Кондратьев А.В. Религиозно-философские идеи движения фёлькиш: Заключение и Приложения

заключ.jpg

Заключение

Приложение I. Годы рождения крупнейших мыслителей, философов, теоретиков и популяризаторов идей движения фёлькиш (XIX-XX века)

Приложение II. Эрнст Бергманн. «25 тезисов тевтонической религии. Катехизис»

Приложение III. Йорг Ланц фон Либенфельс. Основные положения ариософии

Литература

Заключение

Приступая к настоящей работе, мы ставили своей задачей показать своеобразие фёлькиш-религии в религиозно-метафизической ситуации рубежа 19-20 веков. Уже в самом начале исследования мы попытались оспорить теорию немецкого историка философии Армина Молера, утверждавшего, что движение фёлькиш было частью того политического дискурса, который он (одним из первых) определил как «консервативно-революционный». Благодаря раскрытию религиозно-философской специфики фёлькиш-доктрины, нам удалось справиться с этой задачей и обосновать её отличие от политологии КР. Основывая свои выводы на источниках той поры, нам удалось показать, что религия фёлькиш не была «неоязыческой», что неправильно называть её «сатанинской» или «сектантской», а также, что большинство фёлькиш-общин были эзотерически-христианскими, имели особое учение о Христе, понимая Его как Спасителя индоевропейских народов. Этот вывод заставил нас усомниться в гипотезе Н. Гудрик-Кларка о так называемых «оккультных корнях нацизма», понимаемых как единое фёлькиш-движение. На материале религиозно-философских работ мыслителей фёлькиш нам удалось показать, что единого движения фёлькиш не существовало, но была лишь сеть религиозных общин и философских союзов, из которых одни стремились к богопознанию, а другие – к поиску врагов. Именно из второго круга фёлькиш-мыслителей можно пытаться выводить отдельные элементы нацистской идеологии, тогда как общины эзотериков фёлькиш зачастую становились жертвами нацизма, что лишает гипотезу Н. Гудрик-Кларка отдельных признаков её достоверности. При этом «корнями нацизма» мы согласились признать ту часть фёлькиш-движения, где преобладал фанатизм и отсутствовала эзотерическая доктрина. Проводя эту грань между «фёлькиш-фанатиками» и «фёлькиш-мистиками», мы считаем правомерным говорить об имплицитном (точнее – интроицированном) антииудаизме последних и рассматривать этот антииудаизм в контексте всей традиции христианского тевтонического мистицизма. Свой вывод о континуитете германской мистической традиции, делавшем фёлькиш-религию преемницей гностических школ и учений, мы продемонстировали на примере целого корпуса фёлькиш-доктрин, включающего в себя учения о Христе-Спасителе, теорию Третьей Церкви и психотехники рунической йоги. Последние оказались практическим выражением двух главных тенденций оккультной сотериологии фёлькиш: её «ариоцентризма» (то есть, ориентации на «арийского человека») а также её «автосотериологичности», то есть, обращения к «Христу-в-нас», провозглашенному «Спасённым Спасителем», а также предком германского народа.

Выводы проделанного нами исследования могут иметь значение как для последующего описания фёлькиш-религий, так и для таких областей современного религиоведения, как антропология религии, психология религии, история эзотерических движений и религиозного свободомыслия. В дальнейшем нам хотелось бы продолжить изучение этой темы, расширив её до истории всех оккультных сообществ Германии и Австрии 1870-1933 годов. Нам представляется, что главными направлениями в исследовании движения фёлькиш на данный момент являются три: прояснение степени влияния этого движения на академическое религиоведение, реконструкция линий духовной преемственности, связующих тайные общества древности с арманизмом и ариософией и проверка «ариософской гипотезы» в библеистике, основанной на сравнительном религиоведении и теозоологической доктрине Йорга Ланца фон Либенфельса. 

 

Приложение I

Годы рождения крупнейших мыслителей, философов, теоретиков и популяризаторов идей движения фёлькиш (XIXXX века)

В качестве первого приложения к нашей работе мы решили дать хронологическую экспозицию, где нашли бы себе место важнейшие фигуры движения фёлькиш. В первую очередь нас интересовала датировка их рождения, позволяющая высчитать наиболее яркие «фёлькиш-десятилетия». За точку Альфа мы решили принять дату рождения автора теории «германской веры» Пауля де Лагарда, по мнению которого ни одна из мистических школ никогда не начиналась с общественных институтов: у истоков всегда стояли отдельные личности, в полной мере самодостаточные, чтобы «отстроиться» от существующих мировоззренческих парадигм и в полной мере харизматичные, чтобы придать своим воззрениям вид парадигмы, ничуть не худшей, чем уже существующие.

В качестве точки Омега мы взяли недавно ушедшего[1] ветерана движения – чилийского мистика и писателя Мигеля Серрано, главной интуицией которого всегда была идея Вечного Возвращения: «… все приходит, подает друг другу руку, смеется и убегает – и опять возвращается. Все идет, все возвращается; вечно вращается колесо бытия. Все умирает, все вновь расцветает, вечно бежит год бытия. Все погибает, все вновь устрояется; вечно строится тот же дом бытия. Все разлучается, все снова друг друга приветствует; вечно остается верным себе кольцо бытия. В каждый миг начинается бытие; вокруг каждого «здесь» катится «там». Центр всюду. Кривая – путь вечности»[2] — говоря словами зверей Заратустры… В этом смысле хронология необходима лишь как напоминание о внутреннем тождестве Омеги и Альфы, замыкающих в круг весь алфавит мистических иносказаний…

1820-е: 1827 – Пауль де Лагард – автор теории «германской веры».

1827 – Адольф Вармунд – венский ориенталист и антисемит, разоблачавший номадические народы Востока («евреев, арабов, цыган и прочих бедуинов») как центральную угрозу для культур Запада. Автор исследования «Закон номадов и современное господство евреев».

1830-е: 1833 – Ойген Дюринг – главный оппонент Энгельса, антисемит.

1836 – Германн фон Пфистер-Швайгхаузен.

1837 – Катинка фон Розен.

1838 – Франц фон Гартман.

1839 – Фридрих Фишбах.

1820-е: 1842 – Отто Аммон – расолог,

1843 – Пауль Фёрстер.

1843 – Вильгельм Ромедер.

1845 – Оттомар Бета.

1845 – Аугуст Кайм.

1848 – Гвидо Карл Антон Лист (= Гвидо фон Лист).

1848 – барон Ганс Пауль фон Вольцоген.

1849 – Гуго Гёринг.

1850-е: 1850 – Людвиг Вильзер – расолог, историк древнегерманской культуры.

1851 – Йоханнес Леманн-Хоэнберг.

1852 – Теодор Фрич – главный антисемит Райха, издатель «Хаммера» и автор многотиражной «Настольной книги по еврейскому вопросу».

1852 – Герман Густав Холле.

1852 – Фридрих Ланге.

1852 – Людвиг Шеманн – расолог.

1853 – Фриц Блей.

1853 – Макс фон Грубер.

1854 – Жорж Ваше де Лапуж – расолог.  

1854 – Германн Гендрих.

1855 – Хьюстон Стюарт Чемберлен – англичанин-тевтонофил, зять Рихарда Вагнера, антисемит-культуролог, автор «Оснований XIX столетия».

1855 – Людвиг Гурлитт.

1855 – Карл Аугуст Хелльвиг.

1855 – Вольфганг Шнаусс.

1855 – барон Эрнст Людвиг фон Вольцоген.

1856 – Гаральд Граевелл.

1856 – Вильгельм Рольфс.

1857 – барон Фридрих фон Гайсберг. 

1857 – Людвиг Куленбек.

1857 – Фридрих Швиккерт.

1858 – Виллибальд Генчель.

1858 – Густав Коссина – крупнейший археолог Третьего Райха, автор «поселковой археологии», специалист по истории древних германцев.

1859 – Отто Бёккель.

1859 – Макс Фердинанд Себальд фон Верт.  

1860-е: 1860 – Фридрих Андерсен.

1860 – Альфред Плётц – расолог и антисемит.

1861 – Макс Бевер.

1861 – Вильгельм Больше.

1861 – Адольф Райнеке.

1861 – Отто Шмидт-Гибихенфельс.

1861 – Фридрих Экштейн.

1861 – Фридрих Зеесельберг.

1862 – Адольф Бартельс.

1862 – Людвиг Фульда.

1862 – Франц Винтерштайн.

1863 – Генрих Дристманс.

1863 – Густав Френссен.

1863 – Роберт Мильке.

1863 – Вильгельм Шванер.

1863 – Курт фон Штрантц.

1864 – Артур Бонус – религиозный реформатор, проповедник идеи «германизации христианства».

1864 – Филипп Дааб.

1864 – Эмиль Леманн.

1864 – Юлиус Фридрих Леманн.

1864 – Освальд Плавина (= Тойт).

1864 – Артур Шульц.

1864 – Петер Йоханнес Тиль.

1865 – Фридрих Лиенхард.

1865 – Христиан Фердинанд Мораве.

1865 – Генрих Пудор.

1866 – Карл Мария Вилигут – великий мистик и визионер, духовный наставник Генриха Гиммлера и адепт забытой религии ирминизма.

1866 – Пауль Бройнлих.

1866 – Рудольф Ленсер (= Карл Рольф).

1866 – Артур фон Валльпах.

1866 – Альбрехт Вирт.

1867 – Людвиг Фаренкрог.

1867 – Пауль Лангханс.

1867 – Рудольф Мартин.

1867 – Альфред Зеелигер.

1867 – Вилли Пастор.

1868 – Генрих Класс.

1868 – Гуго Хёппенер (= Фидус) – величайший художник неоромантического направления, исповедуя солнечную религию, проектировал языческие храмы будущего и параллельно оформлял очень многие фёлькиш-издания.

1868 – барон Макс фон Мюнххаузен.

1868 – Вильгельм Шефер.

1868 – Рихард Унгевиттер.

1869 – Эрнст Граф цу Ревентлов.

1870-е: 1870 – Генрих Моленаар.

1871 – Эберхард Кёниг.

1871 – Оскар Михель.

1871 – Германн Поперт.

1871 – Германн Попп.

1871 – Эрнст Вахлер.

1871 – Людвиг Вольтман – один из отцов-основателей классической расологии, автор программной книги «Политическая антропология».

1872 – Людвиг Клагес – неоромантик и натурфилософ, виталист, автор теории «космической физиогномики» и учения о рунических ритмах Вселенной. Основная идея – извечное противостояние космически-бессознательной импульсивной Души и рационально-логицистского мертвящего Духа.

1872 – Пауль Цилльманн.

1873 – Макс Роберт Герстенхауэр – систематик доктрины движения фёлькиш, проповедник религиозного обновления и один из организаторов «Движения тевтонской веры».

1873 – Вилли Шлютер.

1873 – Деметер Джорджвитц-Витцер.

1873 – Пауль Циммерманн.

1873 – Альберт Христиан Георг Шульц (= Перит Шоу = Перит Шу) – тевтонический эзотерик и рунолог, автор самобытного учения о Логосе, проповедник рунической йоги, заниматься которой необходимо в окрестности мегалитов.   

1874 – Йорг Ланц фон Либенфельс – эзотерик и расолог, автор понятия «ариософия» (1915 год) и нового метода арио-героической библейской экзегетики. Основное учение Л., именуемое «теозоология», предполагает наличие в нашем мире четырёх типов людей, именуемых «теозоо», «антропозоо», «демонозоо».

1875 – Адам Альфред Рудольф Глауэр (Рудольф фон Зеботтендорф) – теоретик рунической астрологии, основатель оккультной организации «Общество Туле».

1875 – Бернхард Кёрнер.

1875 – Ойген Хауг.

1875 – Фридрих Франц фон Хохберг.

1876 – Теобальд Бидер.

1876 – Отто Зигфрид Ройтер.

1876 – Филипп Штауфф – ученик Гвидо фон Листа, автор оригинальной концепции рунической архитектуры древних германцев (так называемые Runenhaeuser).

1876 – Карл Вайслендер.

1876 – Дора Циппелиус-Хорн.

1877 – Георг Ломмер.

1877 – Фридрих Вигерсхаус.

1878 – Фриц Аманн.

1878 – Вальтер Аугуст Готтфрид Кабель (= Века).

1878 – Вильгельм Котцде.

1878 – Бруно Танцманн.

1878 – Эрнст Тразольт.

1879 – Германн Бурте.

1879 – Карл Энгельгард.

1879 – Йозеф Людвиг Раймер.

1879 – Альфред Рот.

1879 – Вильгельм Шоерманн.

1879 – Томас Вестерих.

1879 – Карл Феликс Вольфф.

1880-е: 1880 – Адольф Кролль.

1880 – Генрих ван дер Шмиссен.

1881 – Ганс Пааше.

1882 – Фридрих Бернхард Марби – адепт рунической астрологии, воссоздавший древнегерманскую руническую йогу.

1882 – Франц Людтке.

1883 – Карл Конрад (Цоубек).

1883 – Рудольф Йон Горслебен – ариософ листовского направления, описавший «Золотой Век человечества» в одноимённой книге. Рунолог, проповедник религии арманизма.

1885 – Фридрих Вильгельм Фульда.

1885 – Эрнст Гункель.

1885 – Герман Вирт.

1887 – Маргарет Гункель(-Ленне).

1887 – Вильгельм Кубе.

1887 – Эрих Маттес.

1890-е: 1892 – Гюнтер Кирхгофф.

1892 – Карл Теодор Вайгель – академический рунолог Третьего Райха

1893 – Отгер Грефф.

1895 – Вольфганг Краузе – академический рунолог Третьего Райха

1898 – барон Юлиус Эвола – критик матириалистической цивилизации с позиций тантры и герметизм, традиционалист, ученик Рене Генона, переводчик на итальянский язык трудов Шпенглера и Бахофена.

1899 – Зигфрид Адольф Куммер – создатель ариософской практики руножестов (вариант рунической йоги Ф.Б. Марби), основанной на древнегерманских ритуалах.

1910-е: 1912 – Гельмут Арнтц – академический рунолог Третьего Райха.

1917 – Мигель Серрано – автор теории «эзотерического гитлеризма», почитавший Адольфа Гитлера как «Аватара». Соединяя классическую ариософию с индуизмом, герметикой и уфологией, проповедует скорое возвращение «Аватара» на летающей тарелке.                 

 

Приложение II

Эрнст Бергманн
профессор Лейпцигского университета

«25 тезисов тевтонической религии. Катехизис»
2-е, неизмененное издание. Бреслау, 1934 г[3].

 

Первая главная часть:
Сущность тевтонической религии

 «Религию имеет не тот, кто верует в Священное Писание, а тот, кто не имеет в нём никакой потребности, и мог бы сам написать такое же Священное Писание». (Шлейермахер).

1. Немец имеет свою собственную религию, которая естественным образом проистекает из его родовых воззрений, мыслей и чувств. Мы называем её тевтонической религией или немецкой фёлькиш-религией и понимаем под этим родноверческую и собственно-родовую религию немецкой земли (arteigenen und artrechten deutschen Heimatglauben).

2. Тевтоническая религия является той самой своевременной формой веры (zeitgemaesse Glaubensform), которая была бы у нас, немцев, если нам удалось сохранить в первозданном виде нашу собственно-родовую религию немецкой земли (artrechte Heimatreligion).

3. Современный немец нуждается в здоровой и естественной религии, которая делает его смелым, набожным и сильным в борьбе за свой народ и отечество. Таковой религией является религия тевтоническая.

4. Тевтоническая религия не знает никаких догм, ибо она является Религией.

5. Тевтоническая религия не является религией Откровения в христианском смысле этого слова. Вместо этого она основывается на естественном «Откровении» Божественных сил в этом мире и в человеческом духе.

6. Тевтоническая религия является полноценной религией (ist eine Vollreligion). С движением свободомыслящих, пропагандой безбожников и разрушителей религий она не имеет ничего общего. Мы, правоверные тевтонически верующие, стоим на почве позитивной религии.

7. Тевтоническая религия не является врагом Церкви. Она лишь стремится к созданию тевтонической церкви на фёлькиш-религиозном основании.

Вторая главная часть:
Учение о тевтоническом Боге (
Die Deutschgotteslehre)

«Как Бог, я так же велик и как Он – так же мал.
Он не может быть надо мной, также как и я – под Ним».
(Ангелус Силезиус)

«Если бы в нас не было собственной силы Божией,
то как бы Божество смогло нас восхищать?»
(Гёте)

«Я есмь Бог, в деснице Коего покоится вся Природа».
(Шеллинг)

8. Бог есть нравственная идея, которую мы подчиняем вечной творческой силе Природы, действующей в мире и в человеке. Вера во внеземного или потустороннего Бога имеет не индогерманское, а семитское происхождение. Такая вера в Бога в подлинной религиозности и набожности совсем не является необходимой.

9. В утробе оживляющего мир Бога (des goettlichen Weltlebendigen) вырастает знающая Сущность или Дух. Дух естественно возникает из мира Реальности. Он находится не сформированным в готовом виде в начале, а в самом конце, на вершине процесса развития.

10. К Сущности Божией относится воля, разум и личность. Но они же составляют и отличительные свойства человека (das Besondere am Menschen). В силу этого человек является представителем Бога в этом мире (der Ort Gottes in der Welt).

11. Человек не является Богом. Но он – то место, где Бог рождается. Бог возникает и развивается в человеке. Если Бог не приходит в обличии человека, то Он не приходит никогда. Поэтому тевтоническая религия есть религия высокого почитания человека (Religion des hohen Menschenglaubens).

12. Тевтоническая религия не признаёт никакого дуализма души и тела и никакой их противоположности, равно как и дуализма и противоположности Бога и мира. Наше познание о сущности души и тела – это естественное воззрение, предполагающее единство и целостность.

13. Мир оживляется материнской утробой высокого человеческого духа. Знающее существо и дух суть рождение Всематеринства. Идея Матери и Ребёнка есть поэтому самое верное толкование таинства Бога и мира. В современной естественной религии мы говорим о Боге как духовном Ребёнке (Geistkind Gott), который покоится в утробе Всематери (Allmutter).

14. Чувство единства, чувство святости и чувство блаженства суть основные и главные религиозные чувства. Христианские чувства греха, вины и покаяния вообще не являются религиозными чувствами, но такими комплексами, которые созданы людьми искусственно (Безумными представлениями – Wahnvorstellungen).

Третья главная часть:
героическая этика тевтонизма (Die heroische Deutschethik)

15. Этика тевтонической религии осуждает любую веру в наследуемость греха, равно как и иудейско-христианское представление о том, что, якобы, мир и человек подпали под действие некоей вины. Такое учение является не только негерманским и нетевтоническим, но также безнравственным и нерелигиозным. Тот, кто проповедует это учение, угрожает нравственности народа.

16. Тот, кто предаётся греху, санкционирует этот грех. Отдача себя во власть греха подрывает религиозную этику и разрушает народную нравственность.

17. Средоточием религиозной тевтонической этики является забота о благе народа и Отечества, а вовсе не забота о собственном блаженстве. Тевтоническая этика совсем не является этикой индивидуального спасения, каковой является мораль христианства, но, вместо этого, она есть этика блага народного (Volkswohlethik).

18. Тевтонически верующий – это не раб Божий, но господин того Божественного Начала, которое пребывает в нём. Тевтоническая этика отрицает тем самым любые попытки превращения человека в пассивный объект благодати. Такую позицию тевтоническая этика считает позицией антигерманской.

19. В тевтонической религии отсутствует спасение от Жизни, но имеется лишь спасение для жизни. В ней действует принцип: Тот, кто любит человека, тот освящает этого человека прежде, чем этот человек родится, но не прежде, чем он умрёт. Истинный Спаситель радеет о людях ещё до того, как они родились.

20. Этика тевтонической религии – это героическая этика, этика самопожертвования (eine heldische, eine heroische Ethik). Она основывается на трёх древнегерманских добродетелях – на смелости, рыцарстве и верности, причём все эти три добродетели проистекают из верности.

21. Мы, тевтонически верующие, требуем введения в школах уроков по истории религии. Христианские занятия по религии следует считать ничем иным, как полным эрзацем необходимых занятий по истории религии, ибо христианство, в свете нашего учения (Тезисы 1, 2 и 3), есть не более чем одна из религий.

Заключение:
Религиозная символика в тевтонической народной церкви.

«Остановись, куда же ты бежишь?
Ведь Небо же в тебе!
Если будешь искать Бога где-то ещё,
то будешь терять Его вновь и вновь!»
(Ангелус Силезиус)

22. Мы, тевтонически верующие, символизируем себе Божественное Начало в тех образах, которые верно соответствуют законам Жизни – мужественно-героическим и женственно-материнским.

23. Один из двух образов тевтонической религии – это нордический Световой Герой, понятый как воплощение героического начала мужественности. Этот нордический Световой Герой является символом высокого человеческого духа, героического и помогающего Вождя, который является для своего народа этическим образцом, который ради этого народа сражается и победоносно движется вперёд.

24. Мать с Ребёнком – это наиболее подлинный, исполненный любви, священный и способствующий удачи из всех символов мира и жизни. Образ Матери является изначальным религиозным образом, перед которым теряет свой блеск даже образ самого Бога-Отца. В тевтонической церкви наряду с образом Мужчины-Героя должен присутствовать также священный и мягкий образ Всеблагой Матери, если только эта церковь желает стать церковью народа, существующей на законах Жизни.

25. Культовые формы тевтонической религии и тевтонической народной церкви также должны соответствовать этим религиозным образам и мышлению, которое мыслит саму Жизнь и её законы. Жизнь отдельной семьи, народного государства и (des Volksstaates) и всей нации в целом естественным образом находит своё отражение в этих церковных культовых формах, если только церковь наша желает стать современной, влитой в саму Жизнь церковью народа (Volkskirche).

 

Приложение III

Йорг Ланц фон Либенфельс

Основные положения ариософии
(из «Очерка ариософского тайноведения»[4]):

«Так в чём же состоят основные положения Ариософии?

Б) В области метафизики: Изначальная Сила всех Сил – это разумная и целеустремлённая (телеологическая) Жизненная Энергия, которая пронизывает собой всё мироздание. Эта Жизненная Энергия, психическая энергия, присутствующая в каждом электроне точно так же, как и необъятно громадных системах Млечного Пути, — это и есть Бог… Все более низкие разумные и психические силы, подобно грубо-физическим силам, как то силам гравитации, элекстричества, магнетизма, химизма и т.д., суть, таким образом, модификации этой Изначальной Силы, панпсихической Энергии, то есть, Самого Господа Бога. Таким образом, Бог живёт и действует во Вселенной, которая сама также есть чудовищно огромный целостный Организм. Мы задаём вопрос – что это за Организм? Кристалл? Цветок? Животное? Ариософы древности дают на этот вопрос однозначный и ошеломляющий ответ: Нет, это – Божественный, во всех смыслах полноценный, состоявшийся Человек…

Б) В области физического мира: Также и физически мы происходим от Божественных Сущностей, которые некогда обладали этим земным шаром и создали на нём культуру, о которой мы не можем теперь даже иметь представление… Гиганты, Никкеры (Nicker) и гномы обитали на нашей Земле на самом деле. Теперь они не выглядят уже так антропоморфно, как это представлено в наших сказках; они выглядят, скорее, как рептилии или подобно драконам… То были «ангелы» Библии, «Боги», «герои», «драконы», «грифоны» различных мифов и древних религий. Эти существа обладали иначе организованным мозном, нежели мы; они обладали, как я показал в своей основной, изданной anno 1904 книге «Теозоология» и во многих сообщениях «Остары», иным организмом, движимым беспроводным электричеством. Одним словом, они были тем, что сегодня было бы названо «беспроводными станциями, излучающими и принимающими различные сигналы». Эти существа, «Theozoa» или «Anthropozoa», обладают поэтому такими знаниями и такой мудростью, о которых мы не можем даже и мечтать. У них есть, в буквальном смысле, божественная власть. Все организмы, все растения, все животные, и, наконец, человек, суть результат биологических знаний и сил пра-человеческой расы. Часть этих сущностей злоупотребила данной им Божественной силой, то были демоны, дьяволы, и онм verpfuschten творение, они привнесли в мир ужасающие катастрофы, в которых погибли они сами и, вместе с ними, вся культура. Наследник той эпохи руин – это ариогероический человек, чья Родина находится в Европе, а именно, на Северо-Западе, в областях, граничащих с Атлантическим океаном. Его непосредственные предки – это атланты (в Библии – Иоанн Креститель, Прачеловек!)… Но также и от демонов остались на земле реликты их пребывания».

Предыдущая часть

Примечания

[1] См. наш некролог М. Серрано, опубликованный на сайте «Русского Герметического Общества».

[2] Ницше Фридрих. Сочинения в 2-х томах. Том 2. – М.: Мысль, 1990. Перевод — Ю.М. Антоновского под редакцией К.А. Свасьяна.

[3] Bergman, Ernst. Die 25 Thesen der Deutschreligion. Ein Katechismus. 1934, 87 S.

[4] Liebenfels, Lanz von. Grundriß der ariosophischen Geheimlehre. Bd. II. Düsseldorf, 1925.

Литература

  1. Авдеев В.Б. Преодоление христианства. Опыт адогматической проповеди. – Харьков: ООО Див, 2005.
  2. Артамошин С.В. Идейные истоки национал-социализма. – Брянск, Изд-во БГУ, 2002.
  3. Бейли, Алиса. Письма об оккультной медитации. – Минск, 1999.
  4. Беренс Б. Энциклопедия мудрецов, мистиков и магов: от Адама до Юнга. – М.: София, Миф, 2003.
  5. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теологии. – М.: Золотой Век, 1993.
  6. Булгаков С.Н. Современное арианство. (Из этюдов о религии человекобожия). // Булгаков С.Н. Тихие думы. – М.: Республика, 1996, с. 102-140.
  7. Васильченко А.В. «Наследие предков» без мифов и тайн. – М.: РИПОЛ классик, 2005, — 432 с.
  8. Васильченко А.В. Мистика СС. – М.: Яуза, 2005.
  9. Вебер, Макс. Социология религии. (Типы религиозных сообществ). // Вебер, Макс. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994.
  10. Вивекананда, Свами. Четыре йоги. – М.: Прогресс, 1993.
  11. Вилигут, Карл-Мария. Девять заповедей Божьих. // Гудрик-Кларк Николас. Оккультные корни нацизма. – М.: Яуза, Эксмо, 2004, с. 469-470.
  12. Винокуров В.В. // Введение в общее религиоведение. – М., 2001.
  13. Вирт Герман Феликс. Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы. / Пер. с нем. Кондратьев А.В. – М.: Вече, 2007.
  14. Воробьевский, Ю.Ю. Шаг змеи. – М.: Пресском, Яуза, 2005.
  15. Ганина Н.А. Готская языческая лексика. – М.: МГУ, 2001.
  16. Гегель Г.В.Ф. Философия религии, Т.1, — M.: Мысль, 1975.
  17. Гейне, Генрих. К истории религии и философии в Германии. – М.: Прогресс, 1994.
  18. Гинзбург, Крало. Образ шабаша ведьм и его истоки. // Одиссей. – М.: Наука, 1990.
  19. Гитлер Адольф. Моя борьба. – Каунас: Ода, б.г.
  20. Громадка, Йозеф Лукл. Перелом в протестантской теологии. – М.: Прогресс, 1993.
  21. Гудрик-Кларк Николас. Оккультные корни нацизма. – М.: Яуза, Эксмо, 2004.
  22. Гюнтер, Ганс Ф.К. Индоевропейская религиозность. – Тамбов: Полюс, 2006.
  23. Древс, Артур. Миф о Христе. Пер. с немецкого, с 3-го издания, под ред. П.А.Красикова. – М.-Л.: Государственное издательство, 1925, том I.
  24. Древс, Артур. Миф о Христе. Пер. с немецкого, с 3-го издания, под ред. П.А.Красикова. – М.-Л.: Государственное издательство, 1925, Том II, – М.: Красная новь, 1924.
  25. Дугин А.Г. Абсолютная Родина: Пути Абсолюта. Метафизика Благой Вести. Мистерии Евразии. М.: Арктогея, 1999.
  26. Дюмезиль, Жорж. Верховные Боги индоевропейцев. – М.: Наука, 1986.
  27. Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры Русского Севера. – Вологда: МДК, 2003.
  28. Жданов В. В. Изучение эзотерики в Западной Европе: институты, концепции, методики // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия. Вторая международная научная конференция. – СПб.: РХГА, 2009, с. 5-27.
  29. Зомбарт Вернер. Собрание сочинений в 3 т. – СПб.: Владимир Даль, 2005.
  30. Кефалайа («Главы»). Коптский манихейский трактат. – М., Вост. лит., 1998.
  31. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. – СПб: Евразия, 2004.
  32. Койре, Александр. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. – Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994.
  33. Кон, Норман. Благословение на геноцид. Миф о всемирном загоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». – М.: Рудомино, 2000.
  34. Кондратьев А.В. Бхагавадгита в Третьем Рейхе. // Четвёртые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока: Материалы научной конференции. – С.-Петербург, 7-10 февраля 2007 г. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007, с. 628-637.
  35. Кондратьев А.В. Ожившая Книга Мёртвых: Оккультная египтология Перита Шу. // Пятые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока: Материалы научной конференции. – С.-Петербург, 7-10 февраля 2008 г. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.
  36. Кондратьев А.В. Альтернативная наука. // Рубакин Н.А. Миллионы лет истории Русской земли. – М.: Белые альвы, 2009, с. 5-28.
  37. Кондратьев А.В. Метафизический имморализм в традиции гностицизма. // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2008, № 1, с. 161-167.
  38. Кондратьев А.В. Немецкий путь в Гималаи. // Васильченко А.В. Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте. – М.: Вече, 2009, с. 3-35.
  39. Кондратьев А.В. Ведьмы, ритуалисты и мифологисты в религиоведении Третьего Рейха. // Религиоведение, 2006, № 4, с. 3-20.
  40. Кондратьев А.В. Ритуальный смысл мегалитических сооружений. // Религиоведение. 2009, № 2, с. 3-8.
  41. Кондратьев А.В. Арманизм. Неизвестная религия средневековой Европы. // Империя Духа. Журнал о религии. 2009, № 3 (май-июнь), с. 106-111.
  42. Кондратьев А.В. Готская руническая Каббала. Гипотеза Йохана Буре // Империя Духа. Журнал о религии. 2009, № 2 (март-апрель), с. 118-129.
  43. Кондратьев А.В. Религия германских фёлькиш. // Религиоведение. 2008, № 4.
  44. Кондратьев А.В. Сатана. // Энциклопедия религии. – М.: Академический проект, 2008.
  45. Кормилицин С.В. Тайны рун. Наследники Одина. – М.: Яуза, 2005.
  46. Кунц, Клаудия. Совесть нацистов. – М.: Ладомир, 2007.
  47. Либенфельс, Йорг Ланц фон. Теозоология. – Тамбов: ОБТ, 2008.
  48. Линденберг, Кристоф. Технология зла. К истории становления национал-социализма. – М.: Энигма, 1997.
  49. Майер, Ханс. Ритуалы политических объединений Германии эпохи романтизма // Коллеж социологии. – СПб.: Наука, 2004.
  50. Марков Г.Е. Немецкая этнология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2004.
  51. Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. – М.: Индрик, 2005.
  52. Мюшембле Робер. Очерки по истории дьявола: XII-XX вв. – М: НЛО, 2005.
  53. Ницше Фридрих. Сочинения в 2-х томах. Том 2. – М.: Мысль, 1990.
  54. Нолл, Ричард. Арийский Христос. Тайная жизнь Карла Юнга. – М.: Рефл-бук, 1998.
  55. Одуев С.Ф. Тропами Заратустры. (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию). М., Мысль, 1976.
  56. Основы религиоведения. Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высш. шк., 1994.
  57. Первушин А. Оккультный Гитлер. – М.: Яуза, 2006.
  58. Пименов, Алексей. У истоков «арийской теории»: «парсизм» Отмара Франка. // История философии № 11. – М.: ИФРАН, 2004, с. 165-184.
  59. Платов А.В. Магические Искусства Древней Европы. – М.: София, Гелиос, 2002.
  60. Платов, Антон. Руническая магия. – М.: Менеджер, 1995.
  61. Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. – СПб. – Изд-во РХГИ, 1997.
  62. Повель Луи, Бержье Жак. Утро магов. Введение в фантастический реализм. – М.: Вече, 2005.
  63. Пылаев М.А. Западная феноменология религии. Теоретико-методологические основания и перспективы построения религиоведения как науки о святом. – М.: РГГУ, 2006.
  64. Равенскрофт, Тревор. Копьё Судьбы. – СПб.: Амфора, 2006.
  65. Раушнинг, Герман. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. – М.: Миф, 1993.
  66. Религиоведение. Учебник. М.: 2001.
  67. Рюдигер, Эмиль. Эддическая евгеника. – Тамбов: ОБТ, 2008.
  68. Свасьян Карен. Становление европейской науки. – М.: evidentis, 2002.
  69. Снорри Стурлусон. Круг земной. – М.: Наука, 1980.
  70. Токарев, С.А. История зарубежной этнографии. – М.: Высшая школа, 1978.
  71. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Республика, 2005.
  72. Торчинов, Е.А. Даосские практики. – СПб.: Азбука-классика, 2004.
  73. Трахтенберг, Джошуа. Дьявол и евреи. Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. – М.-Иерусалим: Гешарим, 1998.
  74. Уолдинг, Свен. Душа в германском язычестве. // Гудрик-Кларк Николас. Оккультные корни нацизма. – М.: Яуза, Эксмо, 2004.
  75. Фёдоров А.А. «История меня»: традиция европейской философской мистики и строительство персональных миров. – СПб.: Изд-во СПб. университета, 2006.
  76. Философия вождизма. Хрестоматия. – М.: Белые альвы, 2006.
  77. Фоссе  Шарль, Ассирийская магия. – СПб.: Евразия, 2001.
  78. Хосроев А.П. История манихейства. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007.
  79. Шипфлингер, Томас. София-Мария. Целостный образ Творения. – М.: Гнозис Пресс – Скарабей, 1997.
  80. Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. – М.: Савин С.А., 2003.
  81. Штайнер Рудольф. Оккультные движения XIX и XX столетий. – Ереван: Лонгин, 2005.
  82. Шюре, Эдуард. Великие посвящённые. Очерк эзотеризма религий. 2-е изд. Калуга, 1914.
  83. Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 1. От каменного века до элевсинских мистерий. – М.: Критерион, 2002.
  84. Элиаде Мирча. Ностальгия по истокам. – М.: ИОИ, 2006.
  85. Элленбергер, Генри Ф. Открытие бессознательного: История и эволюция динамической психиатрии. – Том 1., СПб.: Янус, 2001.
  86. Юнг К.Г. AION. – Киев: Ваклер, 1997, он же: Mysterium Conjunctionis. – Киев: Ваклер, 1997.
  87. Юнг К.Г. Попытка психологического истолкования догмата о Троице. Символы превращения в мессе. // Ответ Иову. – М.: 1995.
  88. Яшин, Владимир. “Церковь православных староверов-инглингов” как пример неоязыческого культа. // Страницы. (М: ББИ), 2000, № 5, вып. 3, с. 440-450.
  89. Adelmann-Huttula, Willy. Jeder Deutsche ein Yoga Der Raja-Yoga als Lebenskunst u. Lebenswissenschaft. O. O., O. J.
  90. Ahlwardt. Der Orden Jesu in seiner wahren Gestalt. Dresden, 1910.
  91. Bahn, Peter; Gehring, Heiner. Der Vril-Mythos. Eine geheimnisvolle Energieform in Esoterik, Technik und Therapie. Omega Verlag, 1997.
  92. Baumgaertner, Raimund. Weltanschauungskampf im Dritten Reich. Die Auseinandersetzung der Kirchen mit Alfred Rosenberg. Bayern, 1977.
  93. Bergmann, Ernst. Die natuerliche Geistlehre. System einer deutsch-nordischen Weltsinndeutung. Stuttgart, 1937.
  94. Besant, Annie. Esoteric Christianity or the Lesser Mysteries. 2. ed., London and Benares, 1905.
  95. Betha, Ernst. Die Erde und unsere Ahnen. Berlin-Lichterfelde, 1913.
  96. Bode, Julius. Wodan und Jesus. Ein Buechlein von christlichem Deutschtum. Sontra, 1920.
  97. Bosch, Laurens van den. Friedrich Max Mueller. A Life Devoted to the Humanities. Leiden, Brill, 2002.
  98. Bonnet, Hans. Lexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. Hamburg, 3. Aufl., 2000.
  99. Brandt, G. Carl Huter’s Helioda – die neuen Lebens-Strahlen. Detmold, Arminius-Verlag, 1907.
  100. Breuer Anatomie der Konservativen Revolution. Darmstadt, 1993.
  101. Breuer Grundpositionen der deutschen Rechten (1871 – 1945), Historische Einfuehrungen, Bd. 2, Tuebingen, 1999.
  102. Burnouf, Emil. La science des religions. Paris, 1885.
  103. Cancik, Hubert. “Neuheiden“ und totaler Staat. Völkische Religion am Ende der Weimarer Republik. // Cancik, (Hrsg.): Religions- und Geistesgeschichte der Weimarer Republik, Düsseldorf, 1982, 176-209.
  104. Chamberlain, Houston Stewart. Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts. München, 1899.
  105. Clauss, Ludwig Ferdinand. Semiten der Wüste unter sich. Miterlebnisse eines Rassenforschers. Berlin, 1937.
  106. Clauss, Ludwig Ferdinand. Rasse und Seele. — Munchen: Lehmann 1943.
  107. Clauss, Ludwig Ferdinand. Rassenseele und Einzelmensch. — Munchen: Lehmann 1938.
  108. Daim Der Mann, der Hitler die Ideen gab. Joerg Lanz von Liebenfels. 3.Aufl. Wiesbaden, VMA-Verlag, 1994.
  109. Der eigene Weg, 1926, F. 60/61.
  110. Diederichs, Eugen. Leben und Werke. Jena, 1936.
  111. Diederichs, Eugen. Aus meinem Leben. Lpz., 1938.
  112. Döllinger, Friedrich. Baldur und Bibel. Weltbewegende neue Enthüllungen über die Bibel. Germanische Kultur im Biblischen Kanaan und Germanischem Christentum vor Christus, kürzere Volksausgabe, Nürnberg, 1920.
  113. Domarus, Max (Hg. u. bearb.): Hitler. Reden und Proklamationen 1932-1945, Bd. 1. Wuerzburg, 1962.
  114. Drews, Arthur. Die Religion als Selbst-Bewußtsein Gottes. Eine philosophische Untersuchung über das Wesen der Religion. Jena und Leipzig, 1906.
  115. Eliade, Mircea, Cosmos and History. The Myth of the Eternal Return, Harper & Row Torchbooks. Gaster, T., New Year, Abelard-Schumann, 1955.
  116. Fahrenkrog, Ludwig. Germanische und christliche Lehre. // Die Nornen. 1914, 3. Jg., Heft 3.
  117. Fahrenkrog, Ludwig. Germanisches Glaubensgut. Heidelberg, Winter-Verlag, Voelkische Reihe.1934.
  118. Fenske, Wolfgang. Wie Jesus zum Arier wurde. Auswirkungen der Entjudaisierung Christi im 19. und zu Beginn des 20. Jahrhunderts. Darmstadt, 2005.
  119. Fern, Athanasius. Juedische Moral und Blut-Mysterium. Leipzig: Hammer-Verlag, 1920.
  120. Flowers, Stephen. Fire&Ice. The History, Structure, and Rituals of Germany’s Most Influential Modern Magical Order: The Brotherhood of Saturn. St.Paul, Minnesota, 1994.
  121. Freund, Rene. Braune Magie? Okkultismus, New Age und Nationalsozialismus. Wien. 1995.
  122. Fritsch, Theodor. Antisemiten-Katechismus. Herrmann Beyer Verlag 1887.
  123. Frietsch, Theodor. Der falsche Gott. Beweismaterial gegen Jahwe. Aufl., Lpz., Hammer-Verlag, 1921.
  124. Fritsch, Zur Beseitigung der Hebraischen Bestandteile aus dem Christentume. // Heimdall. Zeitschrift fuer reines Deutschtum und All-Deutschtum. 1896. Bd. 1.
  125. Fritsch, Theodor. Handbuch der Judenfrage. Die wichtigsten Tatsachen zur Beurteilung des juedischen Volkes. 49. Aufl., Lpz., Hammer-Verlag, 1944.
  126. Gerstenhauer, Max Robert. Der volkische Gedanke in Vergangenheit und Zukunft. Leipzig, 1933.
  127. Gerstenhauer, Max Robert. Geshichte der voelkischen Bewegung, Leipzig,
  128. Gerstenhauer, Max Robert. Deutscher Glaube im Dritten Reich. Leipzig. 1934.
  129. Gioberti. Die Jesuiten der Neuzeit. Eger, 1909.
  130. Godwin, Joscelyn. The Polar Myth in Science, Symbolism, and Nazi Survival. Grand Rapids: Phanes Press, 1993.
  131. Goodrick-Clarke, Nicholas. The occult roots of nazism — The Ariosophists of Austria and Germany 1890-1935. Wellingborough/ Northamptonshire 1985.
  132. Goodrick-Clarke, Nicholas. Die okkulten Wurzeln des Nationalsozialismus. Wiesbaden, 2004.
  133. Gorsleben, Rudolf John. Die Überwindung des Judentums in uns und außer uns. Deutscher Volksverlag Dr. Ernst Boepple, München 1920.
  134. Gorsleben, Rudolf John. Hoch-Zeit der Menschheit — Das Welt-Gesetz der Drei oder Entstehen-Sein-Vergehen in Ursprache-Urschrift-Urglaube. Aus den Runen geschöpft. 1930.
  135. Grimstad, William. Book Review The Occult Roots of Nazism by Nicholas Goodrick-Clarke Wellingborough, Northamptonshire, K.: Aquarian Press, 1985. Hardbound, 293 pages, illustrations, $23.50, ISBN 0-85030-402-4. // The Journal of Historical Review, vol. 11, no. 1, pp. 121-127.
  136. Gugenberger, Eduard / Schweidlenka, Roman. Mutter Erde. Magie und Politik. Zwischen Faschismus und neuer Gesellschaft. 2. Aufl., Wien: Verlag fuer Gesellschaftskritik, 1987.
  137. Gugenberger, Eduard. Boten der Apokalypse: Visionдre und Vollstrecker des Dritten Reichs, Wien, 2002.
  138. Gugenberger, Eduard. Hitlers Visionae Die okkulten Wegbereiter des Dritten Reichs, Wien 2001.
  139. Hakl, Hans T Nationalsozialismus und Okkultismus // Goodrick-Clarke, Nicholas. Die okkulten Wurzeln des Nationalsozialismus. Wiesbaden, 2004, S. 194-217.
  140. Der Hammer — Blätter für deutschen Sinn. Bd. № 190.
  141. Hauer, Wilhelm. Der Yoga als Heilsweg. Nach den indischen Quellen dargestellt. Stuttgart, 1932.
  142. Heiler, Friedrich. Die Religionen der Menschheit: Vergangenheit und Gegenwart. Stuttgart, 1959.
  143. Heiler, Friedrich. Erscheinungsformen und Wesen der Religion. Stuttgart, 1961.
  144. Herm. Gr. Das Ariertum Jesus Christus. // Heimdall. 1901, Bd. 6.
  145. Hermand, Jost. Der alte Traum vom neuen Reich — Völkische Utopien und Nationalsozialismus. Frankfurt/M. 1988, (2. Aufl. – 1995).
  146. Hieronimus, Ekkehard. Dualismus und Gnosis in der völkischen Bewegung. // Taubes, Jacob (Hrsg.): Religionstheorie und Politische Theologie, Bd. 2: Gnosis und Politik, München 1984.
  147. Hitler, Adolf. Mein Kampf. 78.-84. Aufl. Muenchen: Franz Eher, 1933.
  148. Höfler, Otto. Das Germanische Kontinuitätsproblem. Hamburg, 1937.
  149. Hunkel, Ernst. Deutsch-völkische Arbeit. // Heimdall, 1904, Bd. 9.
  150. Issberner-Haldane, Ernst. Der Chiromant : Werdegang, Erinnerungen von Reisen und aus der Praxis eines Chirosophen, mit Vorträgen und Betrachtungen für eine höhere Weltanschauung / von E. Issberner-Haldane. — Bad Oldensloe : Uranus-Verlag, Duxhorn, 1925.
  151. Issberner Haldane, Yogha Schulung für westliche Verhältnisse. Pforzheim, Verlag Herbert Reichstein, 1928.
  152. Iversen, Julia. Gnosticism from the Middle Ages to the present. // Encyclopedia of Religion. Ed., Vol. 5, N.Y., 2005, p. 689.
  153. Josse, Ronald Dionys. Die Tala der Raunen. Runo-astrologische Kabbalistik. Handbuch der Deutung des Wesens und Weges eines Menschen auf Grund der in seinem Namen verborgenen Schicksalsraunen. Freiburg im Breisgau, 1955.
  154. Junginger, Horst. Von der philologischen zur voelkischen Religionswissenschaft: das Fach Religionswissenschaft an der Universitaet Tuebingen von der Mitte des 19. Jahrhunderts bis zum Ende des Dritten Reiches. Stuttgart, 1999.
  155. The Study of Religion under the Impact of Fascism. Ed. by Horst Junginger. Leiden, Boston. Brill, 2008.
  156. Jürgens, Jens. Der biblische Moses als Pulver-, Sprengöl- und Dynamitfabrikant nach dem Zeugnis der Bibel. Die Aufdeckung eines 2500jährigen Weltbetrugs. Nürnberg, 1921.
  157. Kaffanke, Eva-Maria. Der deutsche Heiland: Christusdarstellungen um 1900 im Kontext der voelkischen Bewegung. Frankfurt am Mein, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien, 2001.
  158. Kaupel, Heinrich. Die Dämonen im Alten Testament. Augsburg, 1930.
  159. Klages, Ludwig. Die psychologischen Errungenschaften Nietzsches. Aufl., Bonn, 1958.
  160. Kondratjew Andrej W. Das altslawische Weles-Buch im Vergleich zur Ura-Linda-Chronik // STURMGEWEIHT. 2008, № 4.
  161. Klemperer, LTI. Notizbuch eines Philologen. Berlin, 1947.
  162. Krause, Ernst (Carus Sterne). Die Trojaburgen Nordeuropas. Ihr Zusammenhang mit der indogermanischen Trojasage von der entführten und gefangenen Sonnenfrau (Syrith, Brunhild, Ariadne, Helena), den Trojaspielen, Schwert- und Labyrinthtänzen. Glogau, 1893.
  163. Kummer Siegfried Adolf. Heilige Runenmacht: Wiedergeburt des Armanentums durch Runenübungen und Tanze. Hamburg: Uranus-Verlag, 1932.
  164. Lagarde, Paul de. Religion der Zukunft. // Deutsche Schriften, Goettingen, 4. Aufl., o.J., S. 217 ff.
  165. Lai, Whalen. Symbolism of evil in China: The K’ung-chia myth analyzed // History of Religions. 1984, Vol. 23 (4).
  166. [Langbehn, Julius]. Rembrandt als Erzieher. Von einem Deutschen. Leipzig, 1909.
  167. Lange, Hans-Jürgen. Weisthor. Karl-Maria Wiligut – Himmlers Rasputin und seine Erben. Engerda 1998.
  168. Lange, Hans-Jue Otto Rahn und die Suche nach dem Gral, — Biographie und Quellen. Engerda, 1999.
  169. Lange, Hans-Jürgen. Himmlers Erb-Erinnerer Wiligut/Weisthor und seine Quellen. // Trojaburg. Brief 12- Gilbhart 2000.
  170. Lenz, Manfred. Leben & Werk des deutschen Geheimlehrers Peryt Shou (1873-1953). // Shou, Peryt. Die Edda als Schluessel des kommenden Weltalters. / Die grosse Verwandlung. Lpz., Edition Schattenhold, 2003.
  171. Lenz, Manfred. Brust-Minne und tantrische Extravaganzen im ONT. // STURMGEWEIHT, 2009, Nr. 2+3, S. 9-27.
  172. Lenz, Manfred. Antworten der Schriftleitung. // STURMGEWEIHT. 2004, № 1, 4-5.
  173. Zehn Briefe von Eliphas Levi, mitgeteilt von seinem Schueler Montaut. // Neue metaphysische Rundschau. 1906, Bd. XIII, Heft 1.
  174. Liebenfels Georg Lanz von. Theozoologie, oder die Kunde von den Sodoms-Aefflinge und dem Goetterelektron. Eine Einfuehrung in die aelteste und neueste Weltanschauung und eine Rechtfertigung des Fuerstentums und des Adels. Moderner Verlag, Wien-Leipzig-Budapest, 1905.
  175. Liebenfels Georg Lanz von. Bibliomysticon oder Die Geheimbibel der Eingeweihten. Ariosophische Bibeldokumente und Bibelkommentare zu allen Buechern der Heiligen Schrift, auf Grund der anthropologischen und archaeologischen Forschungen und der arischen, klassischen und orientalischen Bibelversionen zusammengestellt. Neuauflage nach 1945. Bde I-X.
  176. Lienhardt, Hans. Ein Riesenverbrechen am deutschen Volke und die Ernsten Bibelforscher. Aufl, Weissenburg, 1921.
  177. Linse, Ulrich. Voelkisch-rassische Siedlungen der Lebensreform. // Puschner Uwe / Ulbricht Justus (Hrsg.), Handbuch der «Vцlkischen Bewegung» 1871-1918, Muenchen-New Providence-London 1996, S. 397-410.
  178. List, Guido von. Die zweite Deutsche Reformation. // Odin. Ein Kampfblatt fuer die alldeutsche Bewegung, 1899, Bd. I, Vol. 1, S. 5-7; Vol. 2.
  179. List Guido von. Die Bilderschrift der Ario-Germanen. (Ario-Germanische Hieroglyphik). Leipzig. 1910.
  180. List, Guido von. Die Religion der Ario-Germanen tn ihrer Esoterik und Exoterik. Zuerich, 1909.
  181. List, Guido von. Die Armanenschaft der Ario-Gemanen. Leipzig und Wien, 1911.
  182. List, Guido von. Der Uebergang vom Wuotanismus zum Christentum. Zuerich, 1911.
  183. List Guido von. Die Ursprache der Ario-Germanen und ihre Mysteriensprache. Wien. 1914.
  184. List Guido von. Das Geheimnis der Runen. 5. Aufl., Wien, 1938.
  185. Lorenz, Horst. ‘Rosen aus Germaniens Bergen.’ Eine Denkschrift zum 50. Todestag des Begründers des Neutemplerordens Jörg Lanz von Liebenfels (19 VII 1874 — 22 IV 1954). Unter besonderer Berücksichtigung geisteswissenschaftlicher Aspekte (Edition Weltwende; Ilvesheim z.j. [2005]).
  186. Lother, Helmut. Neugermanische Religion und Christentum. Gütersloh, 1934.
  187. Ludendorff, Erich. Vernichtung der Fraimaurerei durch Enthuellung ihrer Geheimnisse. Muenchen, 1927.
  188. Ludendorff, Mathilde. Erloesung von Jesu Christo. Muenchen, 1931.
  189. Maffesoli Du nomadisme. Vagabondages initiatiques. Paris, 1997.
  190. Marby, Friedrich Bernhard. Runenschrift. Runenwort. Runengymnastik. Einfuehrung – Ueberblick und die ersten Runenuebungen. Stuttgart, 1932
  191. Marby, Friedrich Bernhard. Der Weg zu den Muettern inmitten der Kette der Wiedergeburten wiederentdeckt in dem Raunen der Runen und der Technik der Runen-Uebungs-Anlagen. 4. Aufl., Berlin, 1996.
  192. Marby, Friedrich Bernhard. Rassische Gymnastik als Aufrassungsweg. Aufl., Stuttgart, 1997.
  193. Meier, H. Carl Schmitt, Leo Strauss und der ‘Begriff des Politischen’. Stuttgart, 1988.
  194. Moeller van den Bruck, A. Die Auseinandersetzung mit Spengler. // Moeller van den Bruck, A. Das Recht der juengen Voelker. Berlin, 1932.
  195. Mohler Die Konservative Revolution in Deutschland 1918-1932. Darmstadt 1972.
  196. Mohler, Armin / Weissmann, Karlheinz. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918-1932. Ein Handbuch. 6., volllig uberarb. und erweiterte Aufl., ca. 640 Seiten, ca. 100 S/W-Abbildungen. Graz, Ares Verlag, 2005.
  197. Mommert, Karl. Menschenopfer bei den alten Hebräern. Leipzig, 1905.
  198. Mosse, George L. The Crisis of German Ideology: Intellectual Origins of the Third Reich. New York, 1964.
  199. Mosse, George L. Rassismus: Krankheitssymptom in der europäischen Geschichte des 19. und 20. Jahrhunderts, Königstein/Ts. 1978.
  200. Mosse, George L. Ein Volk. Ein Reich. Ein Fuehrer. Die voelkischen Urspruenge des Nationalsozialismus, Koenigstein, 1979.
  201. Mosse, George L. The Mystical Origins of National Socialism. // Journal of the History of Ideas. 1961, Vol. XXII, P. 81 – 96.
  202. Mosse, George L. Die völkische Revolution. Ueber die geistigen Wurzeln des Nationalsozialismus, Weinheim, Frankfurt/Main., 1991.
  203. Mund, Rudolf J. Wiliguts Geheimlehre. Fragmente einer verschollenen Religion. O.O., 2002.
  204. Nanko, Ulrich. Die Deutsche Glaubensgemeinschaft. Eine historische und soziologische Untersuchung, Marburg, 1993.
  205. Ninck, Martin. Wodan und germanischer Schicksalsglaube. Jena, Diederichs, 1935.
  206. Norden, Eduard. Die Geburt des Kindes. Berlin, 1924.
  207. Nowak, Kurt. Deutschglaeubige Beweungen. // Theologische Realenzyklopaedie. Hg. von Gerhard Krause u. Gerhard Mueller, Bd. VIII, Berlin, 1981.
  208. Ostara, Bücherei der Blonden. 2. Aufl. Nr. 4 Der Weltfriede als Werk und Sieg der Blonden.
  209. Ostara, Bücherei der Blonden. 2. Aufl. 1908, Nr. 21. Rasse und Weib und seine Vorliebe fuer den Mann niederer Artung.
  210. Ostara, Nr. 46. Moses als Darwinist, eine Einfuehrung in die anthropologische Religion. Wien, 1917.
  211. Ostara, Bücherei der Blonden. 2. Aufl., Nr. 43. Einführung in die Sexual-Physik oder die Liebe als odische Energie.
  212. Ostara, Nr. 48. Genesis oder Moses als Antisimit, das ist Bekaempfer der Affenmenschen und Dunkelmenschen. Wien, 1911.
  213. Ostara, Bücherei der Blonden. 2. Aufl., 1911, Nr. 51. Kallipaedie oder die Kunst der bewussten Kinderzeugung, ein rassenhygienisches Brevier fuer Vaeter und Mue
  214. The Oxford Handbook of Philosophy of Religion. Ed. by William J. Wainwright. Oxford, 2005.
  215. Paehlke, Kurt (Pseudonym H. A. Weishaar). Die Evangelien nicht veraltet, Ragnit / Ostpr. 1936.
  216. Phelps, Reginald H. „Before Hitler came“: Thule Society and Germanen Orden // Journal of Modern History, XXV, 1963, S. 245-261.
  217. Pipes, Daniel. Conspiracy: How the Paranoid Style Flourishes and Where It Comes from. N.-Y., 1998.
  218. Plumpe, Gerhard. Alfred Schuler, der “heidnische Gnostiker”. // Europaeische Revue, 1942, Bd. 18.
  219. Poliakov, Léon. Der arische Mythos. Zu den Quellen von Rassismus und Nationalismus. Wien, 1977.
  220. Puschner Die völkische Bewegung im wilhelminischen Kaiserreich. Sprache-Rasse-Religion, Darmstadt 2001.
  221. Puschner Weltanschauung und Religion, Religion und Weltanschauung. Ideologie und Formen völkischer Religion // Zeitenblicke 5 (2006), Nr. 1.
  222. Puschner Uwe / Ulbricht Justus (Hrsg.), Handbuch der «Vцlkischen Bewegung» 1871-1918, Muenchen-New Providence-London 1996.
  223. Rama Prasada. A. Nature’s Finer Forces – The Science of Breath and the Philosophy of Tattvas, 1890.
  224. Rauschning, Hermann. Gespraeche mit Hitler. Wien, 1940.
  225. Reichenbach, Karl Freiherr von. Untersuchungen ueber die Dynamide des Magnetismus, der Elektricitaet, der Waerme, des Lichtes, der Krystallisation, des Chemismus in ihren Beziehungen zur Lebenskraft. 2. Aufl., Bd. II. Braunschweig, 1849.
  226. Reitzenstein, Richard. Die hellenistischen Mysterienreligionen. 1956.
  227. Rennstich, Karl. Der Deutsche Glaube. Jakob Wilhelm Hauer (1881-1962): Ein Ideologe des Nationalsozialismus, EZW-Information Nr. 121, Stuttgart XII, 1992.
  228. Rose, Detlev. Die Thule-Gesellschaft. Legende, Mythos, Wirklichkeit. Tübingen 1994.
  229. Rudolph, Kurt. Wesen und Struktur der Sekte. // Rudolph, Kurt. Geschichte und Probleme der Religionswissenschaft. Leiden. Brill, 1992, S. 216-234.
  230. The Sacred Books of the East/edited by F. Max Muller. New Delhi, 2001, 50 Volumes.
  231. Samael Aun Weor. Magia de las runas. Barranquilla-Colombia, 1969.
  232. Schemann, Ludwig. Die Rasse in den Geisteswissenschaften. Studien zur Geschichte des Rassegedankens. Bd. I, Muenchen, 1928.
  233. Schlund, Eduard. Neugermanisches Heidentum im heutigen Deutschland. Muenchen, 1924.
  234. Schmidt, Wilhelm. Der Ursprung der Gottesidee. 12 Bde, 1912-55.
  235. Schnurbein, Stefanie von. Religion als Kulturkritik. Neugermanisches Heidentum im 20. Jahrhundert, Heidelberg, 1992.
  236. Schnurbein, Stefanie von. Gottertrost in Wendezeiten. Neugermanisches Heidentum zwischen New Age und Rechtsradikalismus. Munchen 1993.
  237. Schnurbein, Stefanie von. Transformation volkischer Religion seit 1945. // Volkische Religion und Krisen der Moderne. Hg. von Stefanie v. Schnurbein und Justus H. Ulbricht. Wurzburg 2001.
  238. Schnurbein Stefanie von. Weiblichkeitskonzeptionen im neugermanischen Heidentum und in der feministischen Spiritualitaet. // Das neue Heidentum: Rueckkehr zu den alten Goettern oder neue Heilsbotschaft? Freiburg, Schweiz, 1996.
  239. Schuler, Alfred. Kosmogonische Augen, hg. von Baal Mueller. Muenchen, 1995.
  240. Schwarz, Christian A. Die dritte Reformation. Paradigmenwechsel in der Kirche. 1993.
  241. Schwartz, Wilhelm. Der heutige Volksglaube und das alte Heidentum. Berlin, 1849.
  242. Schwartz, Wilhelm. Indogermanischer Volksglaube. Berlin, 1885.
  243. Schwartz-Bostunitsch, Gregor. Jüdischer Imperialismus. 3000 Jahre hebräischer Schleichwege zur Erlangung der Weltherrschaft. 3. Aufl., Leipzig, Theodor Fritsch Verlag, 1937.
  244. Sebald, Max Ferdinand. Jesus der Arier und die jesuanische Weltanschauung. Berlin, 1888.
  245. Sebottendorff, Rudolf von. Bevor Hitler kam. Urkundliches aus der Fruehzeit der nationalsozialistischen Bewegung. 1. Aufl., Muenchen, 1933.
  246. Serrano, Miguel. Adolf Hitler, der letzte Avatar. Santiago/Chile, 2004.
  247. Serrano Das Goldene Band. Esoterischer Hitlerismus. O.O., O.J.
  248. Shou Im Zeichen des Logos. Praktische Wiedergeburts-Exerzitien und ihre Symbolik., 2. Aufl., 1953.
  249. Shou, Peryt. Die Geheimlehre des aegyptischen “Totenbuches”. 3. Aufl., Lorch-Wuerttemburg, 1931.
  250. Shou, Peryt. Das Totenbuch. // Zentralblatt fuer Okkultismus, 1914/1915, Jg. 8, H. 10, S. 578 ff; H. 11, S. 613 ff.
  251. Shou, Peryt. M-Wellen und der 6. Sinn des Menschen. Braunfels/ Wetzlar, Sonnenverlag, ca. 1920.
  252. Shou, Peryt. Die Geistes-Waffe des nordischen Menschen. Berlin. Selbst-Verlag Peryt Shou, o.J.
  253. Shou, Peryt. Die Edda als Schluessel des kommenden Weltalters. / Die grosse Verwandlung. Lpz., Edition Schattenhold, 2003.
  254. Siebenstern, Christian Friedrich Sendimir von. Chemische Sonne. Frankfurt am Mein, 1739.
  255. Sigwart, Hans-Jörg. In Corpore Salus? Entfremdung und Leiblichkeit in der Bewegung der „Lebensreform“ um 1900. // Die Menschen im Krieg, im Frieden mit der Natur. Hg. von Tilo Schabert und Matthias Riedl. Würzburg, 2006, S. 65 ff.
  256. Simson 15 Thesen zur Re-Inkarnation der Kirche. // Simson Wolfgang. Häuser, die die Welt verändern, C&P Verlag, Emmelsbüll/D, 1999.
  257. Spanuth, Gottfried. Die altgermanische Religion und das Christentum. Mit 14 Abb., Göttingen, 1934.
  258. Spiesberger Runenmagie. Handbuch der Runenkunde. Berlin, 1954.
  259. Stoltheim Roderich [= Theodor Fritsch]. Vom Arier Jesus. // Heimdall. 1904, Bd. 9, S. 110-112.
  260. Strohmeyer Der gebaute Mythos. Das Haus Atlantis in der Bremer Boettcherstrasse. Ein deutsches Missverstaendniss. Bremen. 1993.
  261. Suenner, Ruediger. Schwarze Sonne. Entfesselung und Missbrauch der Mythen in Nationalsozialismus und rechter Esoterik. 3. Aufl., Freiburg im Breisgau, 2006.
  262. Suhr, Adolf. Ein Alldeutscher zwischen Asel und Innsbruck. Fortsetzung einer Montage aus Briefen Adolf Suhrs (1897-1974) // STURMGEWEIHT. 2008, № 3, 5-8.
  263. Taeufer, Johannes. Vril. Die Kosmische Urkraft. Wiedergeburt von Atlantis. Berlin-Steglitz, 1930.
  264. Tiede, Ernst. Ur-Arische Gotteserkenntnis. Ihr neues Erwachen im Sonnenrecht und die Erschliessung der kleinen und grossen Mysterien. Berlin, 1920.
  265. Tilitzki, Christian. Die deutsche Universitaetsphilosophie in der Weimarer Republik und im Dritten Reich. Berlin, Akademie Verlag, 2002.
  266. Vollrath, Wilhelm: Houston Stewart Chamberlain und seine Theologie. Erlangen, 1937.
  267. Volz, P. Das Dämonische in Jahwe. Tübingen, 1924.
  268. Vondung, Klaus. Magie und Manipulation. Ideologischer Kult und politische Religion des Nationalsozialismus. Goettingen, 1971.
  269. Vries, Jan de. Altgermanische Religionsgeschichte. Bd. I. Berlin, Leipzig, 1935.
  270. Vries, Jan de. The Problem of Loki. FFC 110. Helsingfors, 1933.
  271. Wanderfels, Hans. Wilhelm Schmidt (1868-1954). // Klassiker der Religionswissenschaft von Friedrich Schleiermacher bis Mircea Eliade. Hg. von Axel Michaels. München, 1997.
  272. Wahrmund Babyloniertum, Judentum und Christentum. Leipzig. 1882.
  273. Wahrmund Das Gesetz des Nomadentums und die heutige Judenherrschaft. München, 1886, S. 82. (1. Aufl. – 1877).
  274. Wedemeyer-Kolwe, Bernd. „Der neue Mensch“. Körperkultur im Kaiserreich und in der Weimarer Republik, Habilitationsschrift, Würzburg 2004 (ISBN 3-8260-2772-8; 2. Auflage Würzburg 2006.
  275. Lauter Dritte Wege. Armin Mohler zum Achtzigsten. Hg. von Karlheinz Weissmann, Ellen Kositza und Goetz Kubitschek. Bad Vilbel: Edition Antaios, 2000.
  276. Wegener, Franz. Alfred Schuler, der letzte deutsche Katharer. Gnosis, Nationalsozialismus und mystische Blutleuchte. Gladbeck 2003.
  277. Wegener, Franz. Das atlantidische Weltbild. Nationalsozialismus und Neue Rechte auf der Suche nach der versunkenen Atlantis, 2. Auflage, Gladbeck 2003.
  278. Wegener, Franz. Der Alchemist Franz Tausend. Alchemie und Nationalsozialismus. Gladbeck, 2006.
  279. Wellhausen, Julius. Israelitische und jüdische Geschichte. Berlin, 1894.
  280. Whiteside Andrew G. Georg Ritter von Schoenerer. Alldeutschland und sein Prophet. Graza., 1981.
  281. Wieland, Hermann. Atlantis, Edda und Bibel. Nuernberg, 1921.
  282. Wille, Hermann. Germanische Gotteshaeuser. Leipzig, 1933.
  283. Wirth, Herman. Was heißt deutsch? Ein urgeistesgeschihtlicher Rückblick zur Selbstbesinnung und Selbstbestimmung. Jena, Eugen Diederichs Verlag. 1939.
  284. Wirth Herman, Prof., Dr. Europaeische Urreligion und die Externsteine. Wien. Volkstum-Verlag Wilhelm Landig, 1980.
  285. Wirth Um den Ursinn des Menschseins. Die Werdung einer neuen Geistewissenschaft. Wien, 1960.
  286. Wirth, Herman. Das Felsengrab an den Externsteinen. // Germanien, 1933, Heft I.
  287. Wladika, Michael. Hitlers Vätergeneration. Die Ursprünge des Nationalsozialismus in der k. u k. Monarchie. Wien, 2005.
  288. Zeitschrift fuer Menschenkenntnis und Menschenschicksal. 1926, Jg. 1.

 

Оставьте комментарий

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

Вверх ↑